«Артек» был освобожден 15 апреля 1944 года в ходе наступательной операции 4-го Украинского фронта войсками Отдельной Приморской армии.
Восстановление «Артека».
По приказу члена Военного Совета 4-го Украинского фронта генерал-лейтенанта Субботина на восстановительные работы в «Артек» направлен инженерный батальон в количестве 800 солдат под командованием инженер-подполковника Рыбакова
Работу по запуску «Артека» возглавил Александр Федорович Кабанов, отозванный с фронта и назначенный директором «Артека».
Воспоминания «Даешь «Артек»
Я ехал на попутке в Гурзуф. Сердце колотилось: вот сейчас покажутся голубые домики… Аю-Даг уже близко, а домиков нет… Два осталось… Торчат одиноко, словно печные трубы в разрушенной снарядами деревне…
Четыре года ждал я этой минуты — встречи с родным Артеком! Нижний лагерь разрушен полностью. В Верхнем — мало что осталось. Дворец Суук-Су взорван: смотрел на все, и так больно было!
Надо восстанавливать. Вернуть Артек. Местных, кто остался, собрал. Мальчишки с девчонками прибежали, человек тридцать. Начали мы с имущества. Ребята, я их разведчиками назначил, разыскивали кровати, стулья, а мы приносили в лагерь. Но много ли соберешь такими темпами? Тем более что ходить по территории надо осторожно, кругом мины.
Поехал в Симферополь, в штаб 4-го Украинского фронта, к члену Военного совета генерал-лейтенанту Субботину. Давай выпаливать свои просьбы: мол, Артеку доски нужны, стекла, мебель, рабочие… Он слушал, слушал, а потом говорит: «Ты подожди тараторить, толком расскажи, что за лагерь, почему именно за него так хлопочешь?»
Как это, говорю, почему? Это же первая детская здравница. В 25-м сюда детей с Поволжья везли, от голода спасали. Потом лучшие пионеры страны приезжали отдыхать. Сам я с Артеком с тридцать восьмого года связан. Вначале комиссаром был, а потом начальником лагеря. А теперь ЦК ВЛКСМ прислал меня Артек восстанавливать. Да вы посмотрите место какое, лучшую территорию детям отдали!
Наверное, горячо я доказывал, потому что Субботин меня не перебивал и только слегка улыбался:
— Вам сколько лет сейчас?
— Тридцать.
— Молодой начальник. Ну ладно. Завтра минёры, а потом и я загляну.
Минёры работали неделю. Обезвредили сто пять мин. Вывезли тол, который не успели взорвать отступающие фашисты.
А ещё через день, со всем обозом прибыли в Артек саперные войска, человек восемьсот. 9 мая освободили Севастополь. Солдаты могли получить кратковременный отдых, но они решили помочь Артеку.
Построили новый причал, расчистили дворец Суук-Су. Восстановили водопровод, канализацию, изолятор, баню, кухню, начали устанавливать дизели на электростанции… Заголубели новые дачи, готовые принять первых мальчишек и девчонок.
И вот наконец долгожданные ребячьи голоса. Вы знаете, когда они появились, никто из взрослых не мог сдержать слезы. Все как до войны: клумбы, посыпанные леском дорожки, еще не просохшая краска на корпусах, оркестр… Только дети другие: худые, измученные.
У нас ещё не хватало кроватей, вместо подушек и матрацев набивали сеном мешки. В первую ночь разместились кое-как. Ребятишек прислали больше, чем ждали. Ночью обходим спящих. Хотел под одной девчушкой матрасик поправить, а она проснулась, смотрит на меня: «Что вы, дяденька, мне удобно, мы в войну в катакомбах на земле спали»…
Им казалось это раем. Вместо кроватей — раскладушки низкие, канабейками мы их называли. Кормили детей сухим молоком и яичным порошком.
А в следующую смену ленинградцы приехали. Уже осенью.
Нам все помогали. Вернее, не нам, детям. Бойцы 4-го Украинского фронта обратились ко всем советским людям с призывом «Даешь Артек!». И подарки в лагерь шли отовсюду: из Донецка — уголь, от 101-й Сивашской танковой бригады — грузовики, моряки-черноморцы подарили шлюпки и три катера «Охотник».
А 29 мая 1945 года приехал к нам Михаил Иванович Калинин. Помню, сказал он нам:
— Большое дело делаете. Спасибо!
А.Ф. Кабанов
А.Ф. Кабанов, директор «Артека» 40-х гг. (справа)
с фронтовым другом
Фото сделано в «Артеке» в 1944 г.
В ходе разминирования территории лагеря армейские саперы обезвредили более 100 мин.
23 июня 1944 г. специальная комиссия (инженер-капитан, начальник работ, директор лагеря) подписала акт о завершении строительных работ. Силами военнослужащих 167-го отдельного мостостроительного батальона всего за месяц (26.05-23.06.1944г.) были восстановлены жилые и подсобные помещения лагеря. Среди них: кухня и столовая (возле Дворца Суук-Су), гостиница, дом для сотрудников, клуб-столовая, здание администрации, дом вожатых, музей, амбулатория, корпуса и дачи, мосты, дороги, водопровод, канализацию и другие объекты.
В июле прибыли первые вожатые, влились в коллектив вместе со всеми готовили лагерь к приезду детей. Госпитали Симферополя поделились с «Артеком» мебелью.
4 июня 1944 г. Постановление Бюро ЦК ВЛКСМ «О возобновлении работы Всесоюзного пионерского лагеря «Артек».
4 августа 1944 г. образована комиссия по определению ущерба, нанесенного «Артеку» оккупантами. Ущерб, нанесенный за годы войны, составлял сумму в одиннадцать с половиной миллионов рублей.
6 августа 1944 г. (лагеря «Верхний» и «Суук-Су») «Артек» начал свою работу, принято первых 500 крымских пионеров Симферополя, Керчи, Севастополя, Феодосии и др. районы Крыма.
Дети разместились в лагере Суук-Су - девочки, в Верхнем лагере – мальчики. Малыши в самом комфортном на тот момент здании - 15-ой даче возле Гурзуфа (д/л «Кипарисный», Туполевская дача);
Кухня и столовая «Артека» расположилась рядом с руинами дворца «Суук-Су».
Осенью 1944 года начался учебный год в артековской школе.
29 ноября 1944 г. в «Артек» приехала вторая группа детей – 478 человек.